Главная arrow Новости arrow Украинский бизнес: готовность к инвестициям 24.11.2017 г.
.
Украинский бизнес: готовность к инвестициям
Нестабильная экономическая ситуация в Европе повлияла на активность инвесторов и привела к существенным колебаниям стоимости акций и других финансовых инструментов на ведущих фондовых площадках. Бум частных и публичных размещений украинских компаний за рубежом 2010-2011 гг. не получил своего продолжения в 2012 году.

По состоянию на конец июля-начало августа этого года IPO провела только одна компания из Украины - KDM Shipping, которая в результате размещения 10,9% своих акций сумела привлечь на Варшавской фондовой бирже 7,4 млн. долларов США. В то же время по прогнозам аналитиков и экспертов в 2012 году ожидалось 10-15 размещений, в том числе те, которые были перенесены с 2011 года.

Нестабильная экономическая ситуация в Европе повлияла на активность инвесторов и привела к существенным колебаниям стоимости акций и других финансовых инструментов на ведущих фондовых площадках. Такая ситуация коснулась и украинских компаний, которые находятся в листинге. Так, украинский индекс на Варшавской фондовой бирже (WIG-Ukraine) в конце весны-начале лета 2012 года показал стремительное падение, которое сопровождалось снижением ликвидности и резкой потерей доверия к нашим компаниям со стороны инвесторов. Однако необходимо признать, что причина этого не только в экономических проблемах Еврозоны. Зачастую, этому способствовали сами эмитенты, в том числе в связи с отсутствием системной и последовательной IR-политики.Например, производитель батареек Vesta ISIC (IPO 2011 года) использовала полученные от инвесторов средства не по назначению. Вместо заявленного инвесторам перекредитования и организации новой продуктовой линейки, компания закупила значительные запасы сырья, которое в последующем упало в цене. Возникший среди инвесторов скандал привел к обвалу стоимости акций Vesta ISIC более чем на 70%. Угольная компания «Sadovaya Group» (IPO 2011 года) в конце марта существенно скорректировала свои планы по обороту и прибыли на 2012 год. В результате этого до конца июня стоимость акций компании упала более, чем вдвое. Несколько украинских аграрных компаний, в частности KSG Agro, значительно задержали свои регламентированные отчёты перед инвесторами, столкнувшись с плохими прогнозами на урожай в этом году. Как следствие, стоимость акций KSG Agro к середине июня упала на треть. Всё перечисленное наложилось на тревожные ожидания польских инвесторов в целом, и спровоцировало волну недоверия к украинским компаниям.

Меняется и «мода» на финансовом рынке: если ранее большой популярностью среди инвесторов пользовались аграрные компании, то в последнее время инвесторы пристально смотрят на такие сегменты рынка как ритейл и информационные технологии, на которые кризис имеет меньшее влияние.

Тем не менее, необходимо отметить, что с июня 2012 г. картина на финансовом рынке заметно изменилась в лучшую сторону: к концу августа индекс украинских компаний на ВФБ полностью восстановил свои апрельские позиции, показав рост 14% за два с половиной месяца. Лидерами роста выступили компании, уже давно зарекомендовавшие себя на бирже и хорошо знакомые с необходимостью грамотной политики взаимоотношений с инвесторами – Кернел, Астарта, IMC и Milkiland. Инвесторы продолжают интересоваться украинскими активами, о чем свидетельствует IPO KDM  Shipping.

Поэтому период затишья на фондовом рынке украинским компаниям следует посвятить прединвестиционной подготовке своего бизнеса. Исходя из текущего опыта, можно утверждать, что трансформация украинской компании в прозрачную и инвестиционно привлекательную бизнес-структуру может занять от 1 до 3-х лет.

Практика работы с отечественными клиентами показывает, что украинский бизнес сегодня ментально не готов к привлечению международного финансирования, в т.ч. биржевого, которое, как правило, предоставляется на более выгодных условиях и  имеет ряд других преимуществ (получение статуса публичной международной компании, получение невозвратного капитала на развитие и т.д.). Безусловно, прежде всего, это связано с теми условиями политической и экономической среды, в которых сегодня приходится работать украинскому бизнесу. Тем не менее, есть ряд мероприятий, которые компании могут делать уже сегодня для приближения своего бизнеса к международным стандартам.

Какие основные шаги необходимо предпринять украинской компании в целях подготовки к международным инвестициям и повышения своей капитализации?

1.      Создание прозрачной бизнес-структуры

Украинский бизнес сегодня имеет, как правило, сложную и непрозрачную структуру управления активами и операционной деятельностью в целом: ведение хозяйственной деятельности через физических лиц-предпринимателей, внутригрупповые обороты между компаниями и связанными лицами, различные бизнес-направления (розничная торговля, общественное питание, аптечный бизнес и т.д.) смешаны в одной компании и учет результатов деятельности по ним ведется также смешанно, и т.д.

Инвестор хочет видеть прозрачную компанию с понятной структурой управления и учета. В свою очередь отечественный бизнес расценивает такую прозрачность как уязвимость бизнеса перед органами налоговой службы, конкурентами, рейдерами.

Однако собственники и менеджмент отечественного бизнеса часто недооценивают тот факт, что в результате реструктуризации они получат управляемую компанию, эффективность и капитализация которой только увеличится.

Поэтому на начальном этапе собственникам необходимо проанализировать действующую организационную структуру бизнеса и выделить те компании группы и бизнес-направления, которые войдут в холдинг – будущий объект инвестирования. Для разработки модели такого холдинга целесообразно провести экспресс-аудит (бизнес-аудит и правовой аудит).

В процессе реструктуризации также может возникнуть необходимость в консолидации активов или корпоративных прав на одном субъекте, поскольку договорные схемы владения и использования компаниями группы ключевых активов (аренда, управление, т.д.), которые так популярны в Украине, создают для инвестора дополнительные риски из-за нестабильности контроля и влияют на стоимость компании.

2.      Постановка эффективной системы корпоративного управления

Несоответствие структуры украинского бизнеса представлениям иностранного инвестора это только одна сторона медали. Другая сторона - это неготовность украинских собственников и менеджеров к изменениям. Несмотря на наличие лучших практик ведения бизнеса как в Украине, так и за рубежом, большинство отечественных компаний ведет бизнес «по старинке»: все процессы находятся на ручном управлении у собственника, а менеджеры являются исполнителями и не имеют ни реального влияния на бизнес-процессы, ни заинтересованности в развитии данного бизнеса. Такое распределение контроля на практике приводит к снижению эффективности и прибыльности операционной деятельности компании (отсутствие управления дебиторской и кредиторской задолженностью, запасами, завышение затрат и др.), а этот показатель один из ключевых для инвесторов.

На этапе старта концентрация контроля в руках собственника даже необходима, но с развитием бизнеса эффективность единоличного управления снижается и возникает необходимость в разделении зон влияния и ответственности с командой. Собственник должен отвечать за стратегию бизнеса, привлекая к тактическим действиям ее реализации профессиональных менеджеров. Кроме того, привязка компании к личному бренду одной личности – собственника расценивается инвесторами также как дополнительный риск: в случае выхода собственника из бизнеса, его стоимость может существенно снизится.

В виду этого, целесообразно создать оптимальную систему корпоративного управления, при которой собственник сохранит за собой контроль за ключевыми бизнес-процессами, но отдаст текущее управление компанией в руки профессиональных менеджеров. Создание такой системы возможно как посредством внесения соответствующих положений в учредительные документы холдинга и компаний группы, так и путем подписания трудовых контрактов с менеджерами, бонусы которых будут зависеть напрямую от положительных результатов операционной деятельности компаний.

3. Стратегическое и финансовое планирование

Не каждая украинская компания может похвастаться наличием финансового и инвестиционного планирования, а также разработанной стратегией развития бизнеса на ближайшие 2 года. Тем не менее, это отправная точка для любого инвестиционного проекта – видение собственником основных этапов роста своего бизнеса и необходимых для этого ресурсов, в том числе инвестиционных. 

Собственнику необходимо задать себе вопросы: «Какова цель моего бизнеса? Каким я хочу видеть свой бизнес через 2 года? Какие средства и в какие сроки мне для этого необходимы?». Полученное видение собственника и ляжет в основу будущей стратегии развития бизнеса в целом и по отдельным направлениям. Кроме того, необходимо сформировать профессиональную команду, которая поможет превратить это видение в цели, затем оцифрует их KPI (переведет их в измеряемый эффект) и сделает предварительный инвестиционный и финансовый прогноз.

Таким образом, собственник получит видение не только текущей стоимости своего бизнеса, но и определенную дорожную карту будущего инвестиционного проекта и сможет принять решение о целесообразности и сроках его реализации. После этого собственник получает объективные основания для планирования периода прединвестиционной подготовки своего бизнеса, за который можно оптимизировать бизнес-процессы, нарастить текущую прибыльность и соответственно стоимость своего бизнеса, а также может спрогнозировать наиболее оптимальный для компании момент выхода на рынок капитала и предварительно рассчитать объем ожидаемых инвестиций.

4.  Переход к МСФО

Процесс трансформации финансовой отчетности компании в международный стандарт (МСФО) также необходимо начинать как можно раньше. Полный переход к МСФО осуществляется около 1-1,5 лет в зависимости от текущего состояния учета и отчетности компании, квалификации персонала. Для этого уже на начальном этапе целесообразно привлечь аудитора (аудиторскую фирму), чтобы учет и отчетность в компании велась в формате, приемлемом для последующего аудита, наличие которого обязательно для будущего инвестора.

Все вышеперечисленные этапы прединвестиционной подготовки, при условии, что они пройдены с глубоким вовлечением в этот процесс собственников и менеджеров компании, имеют неоценимое значение для всей команды, поскольку часто приводят к пересмотру стратегии и методов управления бизнесом, приближая их к международным рыночным стандартам. Тем не менее, это только базовые шаги, которые необходимо сделать на пути к инвестициям. Дальнейшие действия по прединвестиционной подготовке компании будут зависеть от способа и объемов привлечения таких инвестиций.


Источник:
www.investgazeta.net

 

 
« Пред.   След. »